МАКСИЛИАН ВОЛОШИН

Максимилиан Волошин был не только поэтом, но и художником, а также литературным критиком и искусствоведом. Его отец Александр Кириенко-Волошин происходил из рода запорожских казаков, а мать Елена Глазер — из обрусевших немецких дворян.
Детство будущего поэта прошло в Таганроге. Но после смерти отца и мать с сыном перебрались в Москву.
Но вскоре мать Волошина приобрела участок земли в деревушке Коктебель, куда семья и переехала.
В 1897 году по настоянию матери Максимилиан поступил в Московский университет на юридический факультет. Но через два года за участие в студенческой забастовке был отстранен от занятий с формулировкой «за отрицательное мировоззрение и агитационную деятельность» и выслан, слава Богу, в Крым, а не в Сибирь.
Впрочем, Максимилиан не сильно печалился таким поворотом и принялся путешествовать. Он посетил Вену, Италию, Швейцарию, Париж, Грецию, Константинополь. Восстанавливаться в университете он не стал, а решил заняться самообразованием.
Он изучал литературу в европейских библиотеках, посещал лекции в Сорбонне, брал уроки рисования. Так, живя попеременно то в Европе, то в Крыму, он провел целых пятнадцать лет.
В Европе Волошин общался с поэтом Г. Аполлинером, писателями А. Франсом, Р. Ролланом, художниками А. Матиссом, Ф. Леже, П. Пикассо, А. Модильяни, скульпторами Э. А. Бурделем и А. Майолем. А на родине вошел в круг поэтов-символистов и художников-авангардистов.
Впрочем, только духовной пищей сыт не будешь. И в 1903 году Волошин начинает строительство в Коктебеле дома по собственному проекту.
В 1910 году выходит в свет первый сборник стихов Волошина, а в 1915-м — второй. Он крайне отрицательно отнесся к Первой мировой войне, как позже не принял и октябрьский переворот. Тем не менее, успел выпустить два сборника стихов, «Иверию» (1918) и «Демоны глухонемые»(1919). Но этим все и кончилось. В 1923 году начинается официальная травля поэта, его перестают издавать.
С 1928 по 1961 год в СССР не было издано ни одной строчки Волошина. А ведь кроме поэтических сборников у него были и статьи о русской и французской литературе, о русском и французском театре, о русском изобразительном искусстве и об искусстве Франции.
В это время Волошин постоянно жил в Крыму. В 1924 году он создал «Дом поэта», напоминающий своим обликом и средневековый замок, и средиземноморскую виллу. Здесь много кто бывал: поэты и писатели Николай Гумилев, Корней Чуковский, Осип Мандельштам, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Александр Грин, Алексей Толстой, Илья Эренбург, художники Василий Поленов, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев.
В Крыму Волошин по-настоящему раскрылся и как художник-акварелист.
Почти все его акварели посвящены Крыму. Но Крым у него не реальный, а идеализированный, элементы которого он находил вокруг себя, сочетая их по своему произволу.
Каждый цвет для него имел особое символическое значение: красный — земля, плоть, кровь и страсть; синий — воздух, мысль, бесконечность и неизвестность; желтый — солнце, свет, воля; лиловый — тайна; зеленый — надежды и радости бытия.
Имя Максимилиана Волошина навсегда и прочно связано с живописным уголком Крыма — Коктебелем. Благодаря Волошину Коктебель стал центром притяжения для многих светил Серебряного века русской поэзии, а позднее и других поколений литераторов, «родиной духа», как называл его сам Волошин.

Оставьте комментарий