Садясь за эту статью, я, конечно, понимал, что могут задать вопрос: а не слишком ли много в нашей газете Украины? Некоторые и прямо предупреждали: уймись, тебя могут «неправильно понять», зачем тебе лишние неприятности?
В связи с этим мне вспомнилась история трех- или четырехлетней давности. «Ты вроде бы и мужик неглупый, статьи интересные пишешь, – было сказано мне. – Но почему ты такой негибкий?» «Да я же под черноморскую волну попал, – отшутился я. – Теперь вот с позвоночником проблемы».
Это я к тому, что если проявляешь принципиальность, отстаивая чье-то доброе имя в одном случае, то не должен быть беспринципным в другом, вне зависимости от того, грозит это неприятностями или нет.
А Украины сегодня много не только в «Комминфо», такое уж нынче время. В проводившемся недавно опросе почти половина россиян заявила, что их или сильно, или просто волнуют события в соседней стране. Так что мы в данном случае не исключение. Тем более что разговор дальше пойдет не только об Украине, но и о нас с вами.
Включаю в воскресенье «Россию-1» – воскресный вечер с Украиной от Владимира Соловьева. Включаю в понедельник – Мамонтов вещает об Украине. Включаю во вторник – еще кто-то из менее маститых. В среду – снова Соловьев, одного воскресного вечера, видать, не хватило. Самое интересное, что гости с небольшими вариациями – почти одни и те же. И наши, и забугорные с одинаковым запалом клеймят фашизм, поднявший голову против власти Януковича. А ведь недавно, помнится, на канале «Россия-1» с таким же запалом, не избегая оскорблений и унижений, «мочили» самого Виктора Федоровича. Неужели же у него за какие-то считанные недели отпал хвост и выросли крылья?
Признаться, я с самого начала истории с евроассоциацией понимал, что из Януковича такой же евроинтегратор, как из меня китайский бонза. По убеждениям ему самое место в клубе пожизненных президентов. Но уж сильно обидели Виктора Федоровича россияне. И он решил сказать: «Ах, так…» А может, и с самого начала лукавил и блефовал, морочил голову Европе и «брал на понт» Москву. Кто же знает, что у него там было в голове? Но когда три года говорили о евроинтеграции, а тут на тебе – перед самым подписанием такой разворот… Это все равно что разогнать автобус с пассажирами и на высокой скорости дать по тормозам. И народ возмутился, вышел на улицы. Конечно, обо всем этом в московских передачах не говорилось. Как и о том, что «майдан» два месяца мирно стоял, прежде чем строить баррикады.
Но тот, кто обещал «услышать каждого», за это время так и не услышал голоса миллионов. Однажды все-таки ответил, согласно своему воспитанию и понятиям: устроил побоище. Только вот не подумал, что следующий день – выходной. Утром на улицы Киева вышло полмиллиона народу.
Противостояние продолжалось. В Раде спорили, на майдане произносили речи, пели и плясали. Янукович все не замечал. Пока радикальная часть майдана не поняла: дальше петь и плясать бессмысленно. И пошла на баррикады.
Я далек от того, чтобы оправдывать подобные действия. Сотни раненых и человеческие смерти не могут радовать никого. Вопрос в том, кого считать виновником происшедшего? Почему нельзя было пойти навстречу митингующим раньше, по крайней мере, не попытаться объясниться? В стране льется кровь, а президент делает вид, что ничего не происходит, упрямо гнет свою линию. Благо получил финансовую подпитку из Москвы. В один прекрасный день провластное депутатское большинство вслепую, с грубыми нарушениями регламента, не то что без обсуждения – без ознакомления с самим текстом документа принимает закон, способный при желании власти буквально каждого сделать преступником.
Что было дальше, мы знаем. Российское телевидение с упоением показывало, как протестующие (у нас их называли экстремистами и фашистами) ломали двери областных администраций: то в Ровно, то в Черкассах, то в Полтаве. Развернули бы камеры на толпу, показали бы, что это за экстремисты. В Черкассах силовики отбивались цветочными горшками. Один попал с третьего этажа в голову девушке, студентке. Потеряла сознание и до сих пор находится в тяжелом состоянии. В другом месте забрали в участок инвалида второй группы после двух инсультов и с подозрением на третий. Кто-то может сказать: сидели бы дома. Не знаю, может быть, он и прав. Но что-то же выводит и таких людей на улицы? Не думаю, что эти люди проходили обучение в «бандеровских» лагерях. И потом, какие бандеровцы в Сумах, Чернигове, Харькове или Николаеве. А ведь и на востоке Украины власти окружают администрации заборами, устраивают бетонные баррикады. Значит, нет уверенности, что такого не произойдет у них.
После всего этого скажете, что соседней страной руководит умный правитель, которого следует защищать? Или, скажете, он негодяй, но наш негодяй, дескать, он за Россию? Тут будешь за кого угодно, когда земля горит под ногами.
В Украине стала крылатой фраза регионального депутата Чечетова: «Мы их развели, как котят». Это он об одном голосовании, которое было проведено тоже весьма сомнительным путем. Что ж, эта ушлая публика кого хочешь разведет, хоть на голоса, хоть на 15 миллиардов «зеленых». Поэтому мне непонятно, почему на московских телеканалах, еще недавно относившихся к Януковичу предельно неуважительно, вдруг его так сильно полюбили?
«Ну зачем на суде прокурор, лучше было бы два адвоката», – поется в песне группы «Лесоповал». Все мы знаем: прежде чем вынести решение, суд должен заслушать и сторону обвинения, и мнение защиты. В нашем же случае на «суде истории» и у Соловьева, и у Мамонтова было с полдюжины обвинителей и… ни одного «адвоката». А так получилось: клеймили «фашистов» по полной, валили в кучу все: и современные события, и дела давно минувших дней, а объяснить народу, что к чему, так и не удосужились.
Наши рейтинговые телеведущие Соловьев и Мамонтов слывут борцами за правду. Стараюсь смотреть их передачи и я. Как говорится, на безрыбье и рак рыба. Журналисты напористы и безапелляционны. Но от объективности, увы, их передачи далеки. Ну, пригласил ты на программу человека – так дай ему высказаться. Мне, прежде всего, мнение гостя интересно, а не телеведущего. Могут на полуслове оборвать собеседника, если он, по их мнению, пошел не в ту степь, , «замылить» вопрос, перевести разговор на другое.
А возьмем состав приглашенных, в данном случае, с украинской стороны.
Политолог и писатель Бузина, например, прославился тем, что написал низкопробную книжицу о Тарасе Шевченко. Дескать, он и такой, и сякой, и пьяница. Конечно, известные люди – тоже люди, и многие не без греха. Вспомним историю жизни Владимира Высоцкого или Николая Рубцова. Прочитаешь иной раз книгу воспоминаний и думаешь: лучше бы не читал. В таких случаях бытовая жизнь человека и его творческое наследие идут как бы параллельно. И что мне до того, что в жизни кто-то из них выпивал или дебоширил. Перед нами их стихи – их истинный, их параллельный мир, где мы видим сущность, душу, призвание. И читая или слушая песни на стихи Высоцкого, Есенина или Рубцова, чувствуем, как светлеют и поднимаются ввысь наши души.
Время все расставит по своим местам. Шевченко помнят, чтут и будут чтить спустя века. А Бузину не ждет даже слава Герострата, так, досадный эпизод в жизни общества, гиена, пытавшаяся укусить льва.
О других участниках с украинской стороны в этих шоу тоже можно рассказать много интересного. Депутат Колесниченко, например, был одним из авторов пресловутого «закона о диктатуре» от 16 января текущего года, получившего сильный общественный резонанс и приведшего ко многим потрясениям. Можно сказать, захват или попытка захвата учреждений государственной власти в половине областей Украины – на его совести. А закон спустя десять дней после принятия Радой был отменен подавляющим большинством голосов.
Прогрессивный социалист Наталья Витренко – фигура тоже еще та. Ее «бойцы» несколько лет назад бросались под американские танки на совместных военных учениях в Крыму и под Одессой. Как раз в это время в Санкт-Петербурге и Владивостоке с почетом встречали натовский и американский корабли, зашедшие в российские порты с визитами доброй воли. Наверное, закономерным итогом многолетних усилий пани Витренко был результат ее партии на последних парламентских выборах: 0,1 процента.
В глубине души я пожалел, что на суд над «украинским фашизмом» не пригласили еще двух занимательных персон украинского политикума – героев многочисленных шуток и анекдотов Допу и Гепу (так прозвали в народе харьковских губернатора Добкина и мэра Кернеса). Тогда коллективный портрет критиков украинской оппозиции в московской телестудии выглядел бы логически завершенным.
Впрочем, и так все было на высоте.
– Наша дискуссия подошла к концу, – бодро сказал в финале своей передачи А. Мамонтов и загадочно улыбнулся.
Да, собственно, никакой дискуссии и не было. Воображаемых фашистов «мочили» все подряд, как говорится, без допросов и следственных мероприятий. И загадочный намек в самом конце передачи, что ему, Мамонтову, известно что-то такое, что неизвестно нам, рядовым зрителям. Признаться, меня этот намек сильно озадачил. Появилась даже крамольная мысль: уж не готовят ли отечественное общественное мнение к восприятию, под личиной борьбы с «фашизмом», каких-то нетривиальных действий нашей власти вроде выполнения интернационального долга или помощи соотечественникам?
Жириновский на передаче у Соловьева даже проговорился, что патроны для Януковича уже припасены. И товарные вагоны для путешествия на Магадан для тех, кто не согласен, – тоже.
Конечно, Владимир Вольфович любит пошутить, но, как мы знаем, шуты часто говорят то, что на уме у королей.
В. Великодный