БЕЛОМОРКАНАЛ

2 августа 1933 года был открыт Беломорско-Балтийский канал. его рекордное по срокам строительство вошло в историю как первая полностью «лагерная» стройка – в качестве основной рабочей силы на ней были задействованы заключенные ГУЛАГа. И, хотя Беломорканал, гордость первой пятилетки, не относится к числу «великих строек коммунизма», с ним связано множество удивительных фактов и легенд.

Самый прославленный из всех каналов России, благодаря бессмертным  папиросам, Беломорско-Балтийский водный путь остается, тем не менее, самым неизвестным.

До сих пор остается загадкой, как это все удалось: никаких механизмов, никакого бетона: щебень, песок, бревна и… 300 тысяч заключенных, из которых 100 тысяч погибли.

В день умирало до 700 человек. Дня уцелевших Беломор – это лагеря, где можно было повстречать и бывшего министра Временного правительства Некрасова, и простого булочника, арестованного за сходство с Николаем II.

При этом Беломорканал – самая массовая агитка эпохи социализма.

Что и говорить. Суэцкий на 67 километров короче, а строили его 10 лет. С Беломором управились за 20 месяцев!

Осударева дорога

Идею постройки канала стал «продвигать» еще Петр I. В 1702 году он прорубил просеку шестиметровой ширины, знаменитую «Осудареву дорогу», по которой из Белого моря до Онего-озера протащил военные суда.

А в 1798 году в правительство поступил проект по строительству канала за подписью трех купцов. Маршрут почти совпадал с нынешней трассой. Правительство заинтересовалось проектом и направило дня изыскания лучшего специалиста – генерала де Вонана. Однако, обследовав местность, тот забракован идею: слишком-де много скал, водопадов и других препятствий…

Форпост на границе с «фашизмом»

Реализована же идея была лишь в 30-е годы. Беломорско-Балтийский канал стал одним из звеньев сталинского плана реконструкции водного транспорта. 18 февраля 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение о начале сооружения Беломорско-Балтийского водного пути. Вот что написано о нем в знаменитом сборнике под редакцией Максима Горького, который был посвящен великому проекту: «Канал прорежет Карелию от Онежского озера до Белого моря. Карелия была и будет форпостом Союза советских республик на границе с фашистской Финляндией».

Особые условия

Техников и инженеров, которым предстояло строить канал, собрали по разным тюрьмам, куда их упрятали по делам о «вредительстве». После того, как их, сидевших с уголовниками, неожиданно перевели на Лубянку и дали работу по специальности, они, естественно, воспылали энтузиазмом. Так было создано «Особое конструкторское бюро».

Специалистов поставили перед фактом: сроки даются минимальные (указание Станина было – «быстро и дешево»), рельеф и природные условия – тяжелейшие, строительных материалов поблизости нет. Инженерам при-

шлось включить всю свою фантазию. Главными строительными материалами стали дерево, камень и песок.

Причем, техники на строительстве почти не было: орудия труда – лопата да деревянная тачка. До сих пор еще можно найти брошенные в лесу тачки, коих насчитывалось на стройке 70 тысяч.

Перековка

Первыми строителями стали заключенные Соловецкого лагеря, а позже на север пошли эшелоны со всех концов Советского Союза. Были среди прибывших и уголовники, и раскулаченные, и «политические», обвиненные по пресловутой 58-й статье.

Труд на канале именовался «перековкой». «Перековка» – так называлась и местная газета. Среди строителей были и певица Русланова, и создатель первого джаз-оркестра Теплицкий, и ученые – Лосев, Лихачев…

Неудивительно, что в Медвежьей Горе – «столице» строительства – имелись концертный зал и симфонический оркестр. Правда, из 300 тысяч заключенных, которые участвовали в строительстве, погибли около 100 тысяч, но, как говорится, нес рубят – щепки летят. Вся трасса канала во множестве мест помечена крестами. Гробов умершим не

полагалось. Указывать в документах место захоронения тоже не полагалось. Так что лежат они неизвестно где, но повсюду вдоль трассы канала…

Заключенные каналоармейцы

Беломорские лагерники породили множество слов и выражений, которые мы используем и поныне. Самое знаменитое из них – «зэк». Появление его связано именно с Беломорканалом. Окончание «а» («зэка») появилось тут же после того, как лагерников стали величать «каналоармейцами».

В 1932 году стройку посетил Микоян. Именно к нему, якобы, обратился начальник ГУЛАГа Лазарь Коган и поделился лингвистическими сомнениями: – Товарищ Микоян, как их называть? «Товарищ» – еще не время.

Заключенный – обидно. Лагерник – бесцветно. Вот я и придумал слово – «каналоармеец». Как вы думаете?

– Что ж, это правильно, – ответил Микоян.

Правда, несмотря на изобретательность, обидное слово «заключенный» из официальных документов не исчезло. Так и стали величать лагерников – «заключенный каналоармеец». Сокращенно «зэ-ка».

Гремучая смесь

После окончания строительства канала, в язык ГУЛАГа вошло еще одно словечко – «аммонал». Оно обозначало хлеб, который выдавался зэкам в виде пайки. Вообще-то аммонал – это взрывчатая смесь. А арестантское племя названо пайку «аммоналом», потому, что хлеб, которым кормили каналоармейцев, по виду и впрямь напоминал аммонал, был отвратительным на вкус и по цвету. Употребление такой пищи приводило к страшным расстройствам желудка и жуткому поносу (желудок «взрывался», что сопровождалось соответствующими звуками). Аммонал вошел в знаменитую поговорку, рожденную на великой стройке: «Без туфты и аммонала не построили бы Беноморканала».

Блат и туфта выше ЦК

Ну, с аммоналом понятно, а что насчет «туфты»? Зеки расшифровывали это слово так: «Техника Учета Фиктивного Труда» или обман, подмена чего-то настоящего подделкой. Канал длиною 227 километров, в систему которого вошли сложные гидротехнические сооружения, менее чем за два года в нормальном виде вырыть было невозможно! А рапортовать было надо. И тогда ответственные за строительство «зарядили туфту»: велели рыть канал значительно мельче, чем было предусмотрено проектом. Средняя глубина канала была около 5 метров, и посему до 50-х годов он практически не использовался дня судоходства. Впрочем, это не помешало руководству строительства получить награды за доблестный труд. Как говаривали в те далекие советские времена – «Блат и туфта выше ЦК»…

Рабы не мы

2 августа 1933 года на 19-м шлюзе состоялся праздничный митинг по случаю открытия канала. Старожилы вспоминают, что в день открытия сюда привезли комсомольцев, а настоящих строителей – зэков – заперли в бараках. В самом деле, нельзя же лавры победы было возложить на вшивые головы зэков! Беломорканал – это комсомольская стройка.

И тогда в лагере поднялся бунт – единственный за всю историю строительства. Да такой, что митинг пришлось свернуть. Бунтовали не из-за голодного пайка или жестокости охранников, а от обиды. Этих людей не удалось полностью сломить и превратить в бессловесных животных: они еще могли гордиться творением своих рук…

«Мелкий и узкий»

Вскоре по каналу прошел первый корабль «Чекист» с членами карельского правительства, которые принимали работу. Прямо за ним двигался земснаряд и доделывал огрехи. Затем, захватив с собой Кирова, Ворошилова

и Ягоду, по Беломорканалу отправился в путешествие сам Сталин. Говорят, стройкой вождь остался недоволен. «Канал получился мелкий и узкий», – якобы заявил он.

Прав был Сталин: канал действительно получился узким – на нем с трудом расходились два больших теплохода. А развернуться вообще было невозможно.

Затянувшаяся стройка

Во время войны, перед самым подходом врага, шлюзы были взорваны. Са-

мые страшные последствия имел взрыв, прозвучавший 11 декабря 1941 года. В тот день вода хлынула вниз к Онежскому озеру и залила половину города Повенца. Однако уже в июне 1946 года канал восстановили, и тут же по нему перебросили 400 судов, полученных по репарации у Германии. А затем начались долгие годы реконструкции. Не случайно говорят, что сдан канал был через 20 месяцев, а строился потом еще 60 нет.

Незавидная судьба

Судьба канала сегодня незавидна. Грузопотоки иссякли. В Беломорске, который гордо именуется портом, помимо полутора кранов и одной затопленной баржи, у причала стоял лишь один сухогруз «Волго-Балт», приписанный к Таганрогу. В былые дни шлюзы заполняли по 28 раз, и очередь судов растягивалась на километры…

Причем дело не в том, что Беломор плох, – заказчиков не стало. Никто ведь не умаляет достоинств «сложного гидротехнического сооружения»: 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб.

Общая длина – 227 километров. Сократив путь от Архангельска до Петербурга в 4 раза, Беломорканал так и остался рекордсменом.

К сведению: общая длина канала 227 километров. 97 километров из общей длины приходится на затопленные реки, 80 – на зарегулированные озера, 48 – на искусственное русло (непосредственно канал) и 1,7 километра – на морской канал, прорытый в дне Белого моря.

Подготовил В. Великодный

Оставьте комментарий